?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

вопрос

Ifactoring спросил у компаний, которые пользуются факторингом: «А какие у вас бывают сложности с «внедрением» факторинга в вашей компании»? Сложностей, как выяснилось, достаточно – от уговоров Покупателей подписать уведомления (об этом мы уже писали ранее) до обучения собственных сотрудников правильному оформлению документов. Сегодня мы решили затронуть такой вопрос: как ускорить собственные службы, вовлеченные в факторинг со стороны Клиента? Остановили свой выбор на бухгалтерии. Пообщавшись с несколькими клиентами НФК, решили транслировать их опыт, который можно использовать как практические рекомендации к действию – эти компании успешно «внедрили» у себя факторинг и эффективно работают с НФК.

Часть 1: Два в одном

Бывает, что бухгалтер частично наделен полномочиями финансового директора. Чаще такое встречается тогда, когда компания не очень большая – скромный штат, ограниченный ассортимент и объем выручки до 20-25 млн. рублей в месяц. Тогда главный бухгалтер в отсутствие финансового директора, как такового, кроме ведения отчетности должен думать еще об исполнении функции финансов. О финансировании и оптимизации тех источников, которыми компания пользуется, о синхронизации товарных и денежных потоков, об улучшении финансовых показателей, исключении ряда рисков и т.д.

Кто инициатор?

В этом случае бухгалтер зачастую выступает инициаторами нововведений. «Когда узнала от некоторых наших Поставщиков про факторинг, решила разбираться, что это за схема. Оказалось, что очень удобно – предоставляешь отсрочку платежа своим Покупателям, а деньги за товар получаешь почти сразу после отгрузки», – рассказывает Галина Жукова главный бухгалтер ТК Партнер. – Решили попробовать и выбрали НФК. Определяющим для нас стало, то, что НФК работает с дебиторской задолженностью. Мы это называем – «причесывать и воспитывать клиентов». Специального отдела у нас нет, а следить за своевременными оплатами нужно, т.к. клиентов очень много, и в основном, это ИП». В компании Гофра-Пак факторинг начали использовать затем, чтобы своевременно пополнять оборотные средства. «Оплата за поставки проходит быстрее. Кроме того, происходит ускорение оборачиваемости, что естественно оказывает положительное влияние на ключевые финансовые показатели», – отмечает главный бухгалтер Гофра-Пак Наталья Курочкина. «Финансирование поставок практически по факту отгрузки позволяет направлять финансовые потоки на закупки товара по более приемлемой цене!», – делится Галина Жукова.

Запуск факторинга

После принятия решения работать с НФК Клиент собирает документы на себя и на своих Покупателей, которых будет передавать на факторинг, и «обучается» факторинговому обслуживанию. «Собрать документы на факторинг оказалось для нас гораздо проще и потому комфортнее, чем мы ранее оформляли кредитную линию в банке, – говорит Наталья Курочкина. Во-первых, меньше трудозатрат в части сбора документов – сдали необходимую финансовую отчетность и все. Во-вторых, отпадает необходимость в оформлении залога, а вместе с ним в его страховании – сокращаются расходы. В-третьих, иногда работать по факторингу дешевле, чем пользоваться кредитной линией – деньги Фактора мы «берем» тогда, когда нам надо, на необходимый срок и в нужном объеме, т.е. никаких «кредитных» излишеств. Ну, и в – четвертых, «гибкое финансирование по запросу» – это очень удобно: отгрузил с отсрочкой покупателям, подал заявку на финансирование в НФК через «Электронный документооборот» – и деньги через некоторое время уже на расчетном счете».

Документооборот

Для налаживания взаимодействия между Фактором, Поставщиком и его Покупателями достаточно нескольких отгрузок, после все становится естественной частью бизнес-процессов. «Отработав схему, все получается само собой. Особенно это просто с «Электронным факторингом» НФК: финансирование мы получаем в течение дня, а оригиналы накладных можно подвезти в течение двух недель. Что касается бумажного документооборота, то к тому комплекту документов, что было до начала работы по факторингу, прибавляется лишь третий экземпляр накладной, – рассказывает главный бухгалтер ТК Партнер. – Отмечу, при появлении третьей стороны выросло качество оформления первичных документов и товаро-транспортных накладных, что меня, как бухгалтера, радует вдвойне».

Помимо очевидных выгод работы по факторингу Наталья Курочкина отмечает еще один важный для Гофра-Пак плюс: «НФК для нас – дополнительная инстанция по проверке покупателей, некий гарант оплат поставок в срок. Служба безопасности у нас небольшая, и такая проверка Фактора лишней не будет. Да и при появлении НФК сами Покупатели стали более ответственно относятся к нашим взаимоотношениям, стали более дисциплинированными».

Часть 2: Классика жанра

Другая ситуация, когда бухгалтерия является структурным подразделением финансового отдела и выполняет только свои задачи: ведение бухгалтерского, налогового и управленческого учета. Главный бухгалтер заинтересован, прежде всего, в правильном оформлении всех документов и в том, чтобы дебет сошелся с кредитом, а не в диверсификации источников финансирования, сокращении кассовых разрывов и снижении рисковой нагрузки на бизнес.

Директор Стар-фиш Золайха Сираева: «Многие бухгалтера наших клиентов отнеслись настороженно и даже негативно к перспективе работе по факторингу: им не хотелось что-то менять, вникать в новые условия работы, их устраивало все как есть. И это закономерно, ведь бухгалтер не отвечает за развитие бизнеса, его волнует наличие «первички» и правильность проводок».

«Сложно убедить людей делать что-то новое, непривычное, – делится Сергей Филиппов, финансовый директор КПС-Урал. – Но у нас отношения с главным бухгалтером конструктивные. Когда «внедряли» факторинг, возникло два тонких момента: разобраться с договором факторинга, с порядком оформления проводок, с НДС и с корректным отражением в расходах оплаты за факторинговые услуги. Хочу заметить, что мы слаженно сработали и достаточно быстро нашли ответы, но не без участия специалистов НФК».

Для облегчения труда бухгалтеров специалистами НФК разработаны методические рекомендации по бухгалтерскому и налоговому учету операций согласно Налоговому Кодексу РФ. Поскольку факторинг отличается от стандартных торговых или производственных операций, то дополнительно к рекомендациям есть разъяснения по начислению факторинговой комиссии и выставлению счетов-фактур.

***

Как правило, наилучший результат достигается в случае слаженных действий всех звеньев цепочки. Чтобы диалог с главным бухгалтером получился конструктивным, нужно понимать его мотивацию. Если он совмещает функции финансового директора, то ему интересны такие результирующие использования факторинга, как, например, исключение кассовых разрывов, минимизация рисков, возможность списание «дебиторки» с баланса и быстрота запуска с минимальными издержками. Если же на нем лежат заботы о ведении учета в компании, то тут очень кстати будут методические рекомендации НФК по бухгалтерскому и налоговому учету, а также такое приятное следствие использования факторинга, как существенное повышение качества документооборота на предприятии.

Originally published at i Факторинг. Please leave any comments there.

Profile

банки, блог, банковские услуги, факторинг
ifactoring
iFactoring

Latest Month

February 2012
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
26272829   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner